Цели и задачи изучения русского языка в 4-м классе

На изучение русского языка в 4-ом  классе отводится 96 часов из расчёта 3 часа в неделю.

Основная задача на данном этапе обучения – обеспечение усвоения определённого круга знаний и формирование необходимых навыков коммуникативной деятельности, развитие творческих умений, усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении, воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Уроки русского языка организуются на основе личностно-ориентированного подхода. Развитие языковых и речевых умений достигается созданием на уроке творческой атмосферы и обеспечивается повторением пройденного материала. Для расширения информационного поля учеников предполагается использование интернет-ресурсов и  дополнительной литературы.

Основные темы чтения: небольшие по объёму рассказы о природе,  о взаимоотношениях людей, о добре и зле, сказки и стихи. На этом этапе обучения предполагается использование школьного сайта как учебной среды для продуктивного обучения русскому языку (создание учениками учебных материалов и широкое использование уже имеющихся материалов).

Формы работы: индивидуальная, групповая, классная , учебные экскурсии и прогулки, электронные презентации, выполненные самостоятельно или с помощью преподавателя и родителя.

Темы для обучения в 4-ом классе:
• Времена года.
• Осень.

1.Какие времена  года вы знаете?

2.Какое время года приходит за летом?

 3. Отгадайте загадку:

«Яркая, нарядная,
Дождливая, прохладная.
Птиц в стаи собирает,
И на юг провожает».

 4. Назовите осенние месяцы?

Прочитайте стихотворения:

 Лето кончилось привольное,

Наступает время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный,

Долгожданный, долгожданный

Звонкий праздник сентября!

 

Чёрный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

5.  Какие природные явления бывают только осенью?

 6. Прочитать стихотворение А. С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

песня ,,Осень’’

• Зима.

Назовите зимние месяцы? Отгадайте загадки?

 Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?

  1. Какие зимние забавы вы знаете?
  2. Какие праздники отмечают зимой?
  3. Какие праздники отмечают в каждом месяце?
  4. Какие явления зимней природы вы знаете?
  5. Какие краски используются для изображения зимы

 . Весна.

1. Назовите весенние месяцы.

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает?

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?  

  1. Любите ли вы весну? (да, нет, почему?)
  2. Какие праздники мы отмечем весной?
  3. Какие природные явления бывают весной?
  4. Какой первый весенний цветок?
  5. Какие перелётные птицы возвращаются весной?
  6. Прочитать стихотворение:
  7. К нам весна шагает
  8. Быстрыми шагами,
    И сугробы тают

Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые

Ноги у весны.
     (И. Токмакова)

  Лето.

1. Какие летние месяцы вы знаете? Отгадайте загадки?

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?

  1. Любите ли вы лето?
  2. Где вы любите отдыхать летом?
  3. Спеть песню ,,Какого цвета лето?»
  4. В какие игры вы предпочитаете играть летом?
  5. Какую одежду носите летом?
  6. Просмотреть мультфильм ,,Дед Мороз и лето»
  7. Прочитать стихотворение И. Сурикова ,,Ярко солнце светит»
    Ярко солнце светит.
    В воздухе тепло.
    И куда ни взглянешь —
    Всё кругом светло!
    По лугу пестреют
    Яркие цветы.
    Золотом облиты
    Темные листы.

Мы и окружающая нас природа. 

  1. Что вы понимаете под словом природа?
  2. Какой наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен?
  3. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая?
  4. Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля?
  5. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
  6. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха? (информацию найти из интернет-ресурсов)
  7. Как защититься от загрязненной воды? (информацию найти из интернет-ресурсов)

Дополнительное задание: Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания? Представить презентацию по данной теме.

1. Прочитайте сказку ,,Экологическая искорка». Об’ясните ее смысл.

Это было давно, очень давно, когда люди ещё не знали что такое экологическое счастье… Да, было такое время. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, и испытать земную жизнь.

— Но с чем я приду к людям? — задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.

— Подари людям вот это, — сказал ему Отец и протянул маленькую искорку. Она светилась всеми цветами радуги.

— Что это? — удивился добрый ангел.

— Это экологическая искорка — ответил Отец, – положи ее себе в сердце и отнеси людям в дар.

— И что она им даст?

— Она принесёт им особую энергию жизни.

Добрый ангел вложил удивительную искорку в сердце свое и в одно мгновение спустился на Землю. Он извлёк из своего сердца лучик экологической искорки и передал его людям. Мгновенно землю осветил чарующий свет. Весь мир стал красочным: и цветы, и солнце, и все вокруг! Так пришло к людям экологическое счастье.

  1. Просмотреть фильм ,,Уроки живой природы» .
  2.   сочинение  на  тему ,,Мы и окружающая нас природа’’.

 Дружба.

1.Прочитайте монолог о дружбе:

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?

  1. А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?
  2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий  друг?
  3. Выделите основные признаки дружбы?
  4. А какой ты друг?
  5. Чем отличаются слова «друг», «приятель», «товарищ»?
  1. Какие пословице вы знаете о дружбе, друге? (Найдите из интернета пословицы о дружбе).
  2. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 1. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я — собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 2. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

  1. Прочитайте стихотворение ,,Неразлучные друзья»

Друзей имею много я,
Они со мной везде, всегда.
Они поддержат и помогут,
И от беды они не вздрогнут.

Но есть подруга у меня
Единственная, лучшая,
Красивая, прекрасная,
Как солнце в небе ясное!

Мы – неразлучные друзья,
Куда она – туда и я.
Мы вместе в одну школу ходим,
И дни вдвоём всегда проводим.

Смеёмся и гуляем,
Мы вместе не скучаем,
Танцуем и поём, –
Нам весело вдвоём!

Она меня от бед спасает,
Мои проблемы все решает,
И я ей помогу всегда.
У нас с ней добрая душа!

Мы с той не ссоримся подругой,
И с ней мы не были в разлуке.
Она мне даст совет полезный,
Совет разумный, интересный.

Мы просто вечные друзья,
Куда она – туда и я.
Я никогда тебя не брошу,
Ты друг мой верный и хороший!

  песня ,,Дружба».

Дополнительное задание:

Прочитайте стихотворение ,,Друг»

Мне не верится, ребята,

Что щенком был этот пёс,

Что домой его когда-то

Я за пазухой принёс.

Рос он, рос,

И как-то вдруг

Вырос пёс

По кличке Друг!

Как он ласково при встрече

Лапы мне кладёт на плечи!

Как он скачет по двору,

Вызывая на игру.

Как заливисто он лает!

Как он любит малышей!

Как он хвостиком виляет,

Улыбаясь до ушей!

-Дай мне лапу! — Он даёт.

-Дай мне шляпу! — Он несёт.

— Жди — Он ждёт.

— Сиди! — Сидит.

Разве что не говорит.

Мы идём из магазина-

У него в зубах корзина.

Все живущие вокруг

Говорят — вот это ДРУГ!

(В.Ливщиц)

Вопросы к тексту:

  1. Какая кличка у собаки?
  2. 2. Как себя ведёт собака?
  3. Что говорят соседи? Почему?
  4. Объясните смысл пословиц:

«Ласковое слово горы свернёт.»

«Злое слово хуже стрелы ранит.»

«С добрым словом и чёрствый хлеб вкусен.»

“Доброе слово человеку, что дождь в засуху.»

  1. Одной из пословиц озаглавьте рассказ.
  2. . Школа, одноклассники, школьная жизнь.

1.Расскажи о своей школе?

  1. Что тебе больше всего нравится в школе?
  2. Любишь ли ты свою школу?

4.Чем отличается твоя школа от других школ?

  1. 5. Опиши свой класс, своих одноклассников?
  2. Расскажи о своей школьной жизни.

• В мире сказок.
• Праздники.
К концу года учащийся должен уметь:
• Слушать и понимать речь учителя
• Слушать и воспроизводить небольшие тексты /видео и аудиоматериалы/
• Выделять основную тему. Обсуждать ,давать оценку поступку,действию или явлению
• Самому задавать вопросы к тексту или к картинке
• Давать ответы /4_5 предложения/
• Передавать содержание
• Рассказывать о себе , друзьях, семье
• Участвовать в ситуативных и ролевых играх
• Называть действующих лиц
Формы работы: индивидуальная, групповая, классная , учебные экскурсии и прогулки, электронные презентации, выполненные самостоятельно или с помощью преподавателя и родителя.
Учебная деятельность:
употребление слова в различных речевых ситуациях,самостоятельное чтение, чтение по ролям, устное и письменное выполнение различных упражнений, поиск дополнительной информации из разных источников, небольшие сочинения, оформление индивидуальных страничек, поздравительных открыток, словариков в
форме рисунка, сделанных к конкретному тексту (в том числе и электронных).
Проверка знаний, умений и навыков проводится как в письменной, так и в устной форме. Это самостоятельные письменные работы, сочинения-миниатюры на заданную тему, устные ответы на вопросы по пройденным темам, электронные варианты заданий.Оценка учебной деятельности носит поощрительный характер, в конце полугодия для каждого ученика заполняется индивидуальная характеристика развития. Все работы, выполненные учениками, собираются и хранятся в папке, а к концу года вручаются им как итог проделанной работы.

Leave a comment